Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: неприличная профессия, легпром и сибирские узоры

22 сентября на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
19:30, 28 сентября 2023

Взгляд назад. Исторический календарь

18 сентября 1938 года на основании постановления совета народных комиссаров СССР сформирован военный комиссариат Новосибирской области. В его подчинение входило 93 комиссариата на территории современных Новосибирской, Кемеровской и Томской областей.

19 сентября 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны с Германией, детский кинотеатр «Юнгштурм» переименовали в «Пионер».

19 сентября 1993 года в Новосибирске на площади Ленина прошёл многотысячный митинг, организованный Новосибирским общественным штабом по защите конституционного строя. Митинг призвал осудить действия президента, немедленно прекратить осаду Белого дома в Москве и провести одновременно выборы во все ветви власти. Предлагали даже создать Сибирскую республику в составе России. Вместе с тем в Новосибирске состоялось Всесибирское чрезвычайное совещание представителей 14 республиканских, краевых и областных советов народных депутатов.

20 сентября 1906 года частную четырёхклассную прогимназию Павлы Смирновой, которая готовила для поступления в гимназии мальчиков и девочек, преобразовали в женскую прогимназию со сроком обучения четыре года. В ней обучалось более 50 учениц. Прогимназия существовала за счёт годового пособия городского самоуправления в сумме 500 рублей и 70-рублёвой платы в год с каждой ученицы. С 1907 года учебное заведение стало 8-классной женской гимназией. Плата за обучение составляла от 100 до 150 рублей в год.

20 сентября 1930 года в Новосибирске создали ячейку Всероссийского общества драматургов, композиторов и авторов эстрады — «Всероскомдрам». Одновременно было организовано Западно-Сибирское отделение литературного объединения писателей Красной Армии и Флота, — «Локаф».

21 сентября 1915 года Городская дума в связи с 80-летием старейшего учёного, публициста и общественного деятеля Сибири Григория Николаевича Потанина направила ему приветственную телеграмму.

21 сентября 1961 года правительственная комиссия подписала акт о сдаче в постоянную промышленную эксплуатацию Новосибирской ГЭС.

IMG_1696.JPG
Фото: Павел Комаров, nsknews.info

22 сентября 1922 года президиум Новониколаевского губкома РКП(б) постановил переименовать Ново-Николаевск в Краснообск. Однако в верхах это решение не поддержали.

22 сентября 1976 года машиностроители завода имени Ефремова завершили сборку крупнейшего гидравлического пресса, для транспортировки которого потребовалось 15 железнодорожных платформ.

23 сентября 1915 года при Ново-Николаевской городской думе начал действовать комитет для оказания помощи беженцам — их в городе насчитывалось более 200 человек.

24 сентября 1940 года вечерний Новосибирский педагогический институт преобразован в дневной. С началом войны пединститут перевели в Колпашево, а в его учебном корпусе размещался госпиталь. В Новосибирск институт вернули в сентябре 1943 года.

24 сентября 1988 года в Новосибирске открылся дискуссионный клуб. Каждую последнюю пятницу месяца руководители области и города решили встречаться с населением и обсуждать наиболее актуальные жизненные вопросы.


Однажды в Новосибирске. Новые имена на карте города

21 сентября 1957 года решением исполкома Новосибирского горсовета в городе переименовали некоторые улицы, площади и даже районы.

Так, Кагановический район, названный по имени народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича, стал Железнодорожным районом. Каменское шоссе переименовано в проспект Дзержинского. Сквер за Домом Ленина получил название сквера Героев революции.

Площадь на пересечении Красного проспекта и улицы Дуси Ковальчук стала площадью Калинина. Площади возле здания облисполкома (ныне это правительство Новосибирской области) присвоили имя председателя ВЦИК Якова Свердлова.

NGAKhA145(1).jpg
Здание облисполкома. Фото: Музей Новосибирска

Когда-то площадь Свердлова официально именовалась площадью Роберта Эйхе, государственного и партийного деятеля, революционера и большевика. Так её назвали в 1936 году. В 1937 году Эйхе стал первым секретарём бюро Новосибирского обкома ВКП(б). Вскоре его вызвали в Москву и назначили наркомом земледелия СССР. А в 1938-м Эйхе обвинили в создании «латышской фашистской организации» и в 1940-м расстреляли. Но официальное название площади, вроде, даже никто и не отменял, хотя в народе её именовали не иначе как площадью облиспокома, а то и вовсе Старобазарной. 

Хотя никакой торговлей там давно уже не пахло, да и площади как таковой уже давно не было.

Современная площадь Маркса у водонапорной башни в 1957 году стала площадью имени Кирова, а ныне безымянная площадь возле Дома национальных культур имени Заволокина, тогдашнего клуба имени Кирова в Заельцовском районе была названа именем новосибирской революционерки и подпольщицы Дуси Ковальчук.

Впрочем, название этого места — там, где улица Владимировская переходит в улицу Дуси Ковальчук — не прижилось, хотя было оно весьма кстати. Ведь именно там, неподалёку, в районе так называемого «Холодильника», муж Евдокии Фёдор Ковальчук пытался разыскать её захоронение. Есть версия, что у речки Второй Ельцовки колчаковцы закапывали тела расстрелянных. Но попытки найти могилу Евдокии Борисовны успехом не увенчались. Место, где покоится прах товарища Дуси, до сих пор неизвестно. 


Было — не было. Костюм как произведение искусства

Гость в студии «Городской волны» — научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев.

Евгений Ларин: Сегодня мы поговорим на тему, на которую, кажется, вообще мало кто говорил, — как ни странно. Потому как тема эта на самом деле удивительна, и нам вновь её подсказал наш исторический календарь: 22 сентября 1948 года был открыт Новосибирский дом моделей. Только вдумайтесь в это сочетание: 1948 год — и Дом моделей.

Сразу вспоминается история строительства клуба «Отдых» во второй половине 1960-х годов. Строить его начинали как Дворец вальсов, а в газетах говорили, какой, мол, вам ещё дом танцулек? Трудящимся жилья не хватает!

Так вот в 1948 году, кажется, ещё не хватало вообще всего! Ещё не успели остыть орудия, утихнуть канонады и взрывы, а города всё ещё лежали в руинах. 

Страна быстро восстанавливались — это факт, но тем не менее! И Новосибирск, конечно, не бомбили, и всё же — Дом моделей. В 1948-м году. 

В чём тут дело — будем разбираться сегодня в нашей главной рубрике.

Но начать предлагаю вот с чего. Когда слышишь слова «дом моделей», конечно, сразу представляешь себе дом — какой-то конкретный дом, сооружение. Что это был за дом и где он находился?

Константин Голодяев: Конечно, большинство новосибирцев не помнят, где находился Дом моделей в 1948 году. А располагался он в одноэтажном здании на Красном проспекте, 30 — сегодня на его месте угол с Октябрьской магистралью. Но люди помнят, что Дом моделей находился в известном доме на Красном проспекте, 39.

В 1930-х годах центральная улица нашего города — Красный проспект — начинает застраиваться высокими капитальными зданиями. Встают дома Сибкрайсоюза, Крайсберкассы, кооператива «Печатник», комбината «Кузбассуголь» и другие.

KOMP4923_1.JPG
Константин Голодяев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Наши известные конструктивистские здания!

Константин Голодяев: Да. В 1937 году вплотную к Дому Центроспирта на Красном проспекте, 41 строят Дом Мехторга. В газете «Советская Сибирь» даже было такое объявление: «1 января 1938 года сдаётся в эксплуатацию новый пятиэтажный жилой дом „Мехторга“ (угол Красного проспекта и ул. Романова)», — заметьте, жилой дом. — «В первом этаже дома открывается магазин меховых изделий, второй и третий этажи займут производственные мастерские „Мехторга“, в четвертом и пятом этажах — квартиры рабочих и служащих».

Через несколько лет к Красному, 39 встык пристраивают ещё одно крыло, — по улице Романова, 27. В 1951 году здание реконструировали, там надстроили угловой шестой этаж, прорубили въезд во двор.

А в 1963 году меховая фабрика оттуда съезжает. И вот тогда там и обосновался Новосибирский Дом моделей, который мы помним. Он прожил в этом здании до 2002 года.

Евгений Ларин: Теперь давайте к вопросу создания дома моделей. 1948 год! Мне кажется, тут было бы вообще во что одеться — уже хорошо! Так нет, подавай модельную одежду! Что за чудеса? Или руководство города считало, что все остальные вопросы у нас уже решены и не хватает только модной одежды?

Константин Голодяев: Швейные ателье и мастерские у нас, конечно, существовали ещё и до революции, и в 1930-годы. И магазины, которые продавали одежду, оказывали услуги по подгонке изделий и пошиву. 

То есть модельное производство одежды существовало в Новосибирске задолго до появления Дома моделей.

Когда я изучал документы по Великой Отечественной войне, я нашёл документ о том, что в январе 1943 года, когда шла Неделя усиленной помощи Ленинграду, Ателье мод Райпромкомбината взяло обязательство дать 25% сверхплановой продукции. Фактически январский план был выполнен досрочно 19 января, а в целом план месяца был выполнен на 154%. В ателье мод было 48 «двадцатников», то есть тех, кто перевыполнял норму в 20 раз, и 22 «двухтысячника»!

Евгений Ларин: Просто удивительно!

Константин Голодяев: Да, это удивительно.

Организация под названием «Новосибирский Дом моделей» была создана на основе этого ателье мод 22 сентября 1948 года. Дом моделей создавался путём переподчинения Горпромторгу швейно-обувных мастерских №7 Горлегпрома, которые находились по адресу Красный проспект, 30 и других мастерских. Все они были объединены в Новосибирский Дом моделей.

После войны, во время подъёма страны, дома моделей открывались во многих городах нашей страны — в Горьком, в Ростове-на-Дону, в Свердловске. Это было очень важное дело, потому что в функции и задачи новых предприятий, в том числе и Новосибирского Дома моделей, входило формирование промышленных коллекций, пропаганда культуры одежды и выпуск мелкосерийной продукции высокого качества.

Евгений Ларин: Я думаю, что, прежде всего, нужно было показать, что страна действительно поднимается, жизнь налаживается. Это был очень важный момент.

KOMP4990_1.JPG
Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Константин Голодяев: Конечно!

Евгений Ларин: Были ли в Новосибирске готовы к инициативе высшего руководства страны по созданию Дома моделей? Были ли кадры, хватало ли производственных помещений, оборудования?

Константин Голодяев: Реформирование озадачило коллектив швейных мастерских. Но, тем не менее, как и положено, оно было принято с должным энтузиазмом. Протокол первого же партийного собрания уже Дома моделей отметил:

«Наша задача: Дом моделей должен занять одно из первых мест в системе предприятий лёгкой промышленности, мы должны дать удобные, красивые и экономные модели».

Надо сказать, что тогда, в 1948-1949 годах, ответственные работники Дома моделей как в воду глядели! Потому что очень скоро высокий творческий и культурный потенциал вывел наш Дом моделей на третье место в Советском Союзе — после Москвы и Ленинграда.

Евгений Ларин: Классика!

Константин Голодяев: Да, наше любимое третье место.

Тот же архивный документ — первый протокол — оставил нам фамилии и первых работников. Десять членов партии было тогда в коллективе, три кандидата в партию и пять комсомольцев. Новая организация — естественно, меняется руководство. Место директора занимает Митрофан Васильевич Алексеев, переизбирается партийный секретарь.

А в 1949 году в наш коллектив прибывает очень хорошее пополнение: семь дипломированных модельеров, которые только закончили московский техникум лёгкой промышленности. И в том же году к нам приходит замечательная женщина — беспартийная ленинградка Лидия Яковлевна Скурьят. Она становится сначала главным инженером, потом заведующей производства и художественным руководителем. Она закладывает методический кабинет, создаёт уникальную библиотеку раритетных художественных изданий. Может быть, она привезла эти книги с собой из Ленинграда. Среди них была, например, иллюстрированная книга 1794 года — «Описание всех обитающих в российском государстве народов». Представляете, насколько она была ценной! 

Были также такие книги, как «Орнамент всех времён и стилей» 1898 года издания и «История внешней культуры» 1911 года. И вот по этим книгам начинает работать новосибирский Дом моделей.

В 1950 году предприятие выпускает 545 новых моделей одежды.

Организуется основное швейное производство, налаживаются связи со смежниками. На улице Рабочей, ныне Чаплыгина, — кстати, Чаплыгина, 27 (сейчас там находится дирекция Музея Новосибирска. — прим. автора) — открывается производственный экспериментальный филиал Дома моделей. Бывший парторг Зинаида Ивановна Козлова становится заведующей демонстрационной частью. Дом моделей начинает проводить показы мод. Причём не только в городе — наши девочки постоянно выезжали на село. По сохранившимся воспоминаниям, на первые показы они ездили на небольшом автобусе «ПАЗ», который мог поместить только людей, а багаж, в том числе огромный деревянный короб с костюмами, ехал тихонечко следом на телеге, запряжённой лошадью. Работники уже приезжают в село — а багаж ещё идёт.

Тогда же Дом моделей начал, кстати, и полиграфическую деятельность. В 1950-е выходили «Альбомы мод НДМ» и журнал с выкройками.

Евгений Ларин: Именно тогда, насколько я понимаю, и начались те знаменитые показы мод, которые мы хорошо помним хотя бы по фильму «Бриллиантовая рука» — «брюки превращаются» и «пляжный ансамбль мини-бикини 69». Кстати, по тем временам, довольно откровенные виды демонстрировались! Что-то мне подсказывает, что за нравственностью манекенщиц должен был быть особый контроль.

KOMP5021_1.JPG
Константин Голодяев и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Константин Голодяев: Конечно! Как и в любой организации, в Доме моделей был свой комитет комсомола. Протоколы собраний, которые лежат в нашем архиве, открывают внутренние странички жизни коллектива. Например, одно из собраний — я очень удивился! — называлось очень романтично: «О весне и девушках».

Евгений Ларин: Это собрание, посвящённое 8 марта?

Константин Голодяев: Казалось бы, да. Но когда читаешь протокол, то встречаешь, например, такие слова: «Манекенщицы вольно ведут себя на показах, а также на улицах».

В 1956 году Дом моделей с демонстрационным залом переезжает в новое помещение на Советской, 7 — это напротив Областной научной библиотеки. Там, конечно, было тесновато — помещение было небольшим, приходилось работать в две смены, но зато значительно расширился демонстрационный зал. И вот в этом зале побывало много наших зарубежных гостей. Пока мужчины, приехавшие в официальных делегациях, посещали промышленные предприятия, ГЭС, Академгородок, их супругам показывали советскую и сибирскую моду. На таких закрытых показах побывали госпожа Тельма Никсон, иранские принцессы династии Пехлеви и многие другие иностранные гости.

Вообще, первых манекенщиц называли «демонстраторами одежды». 

И, кстати, находили их как среди молодых актрис местных театров, так и среди модных девушек на стиляжном «бродвее». Новосибирский бродвей находился на нечётной стороне Красного проспекта между улицами Ленина и Октябрьской — там, где сейчас кинотеатр Маяковского.

Евгений Ларин: Вот где был рассадник фривольности!

Константин Голодяев: Да! Туда проходили специальные мужчины, выбирали там девушек и предлагали им работу модели. И манекенщицы, в частности, Наталья Минаева, вспоминают, что их профессия в то время считалась престижной, но не очень приличной: «К вахте (Дома моделей) то и дело подходили мужчины, которые знакомились на улице с „манекенщицами“. Нас за такое поведение сразу бы уволили».

Кстати, при провинности можно было легко или вообще вылететь с работы, или в лучшем случае оказаться «на конструкциях». Это работа не на подиуме, а в цехе для примерки одежды.

Евгений Ларин: Живой манекен!

Константин Голодяев: Именно так.

Евгений Ларин: Ну, а вообще профессия манекенщицы, пусть и не совсем приличная, ведь давала возможность вращаться в кругах, близких к высшим сферам! Красивая одежда, всегда рядом богатые и знаменитые люди, заграничные поездки — не без этого ведь!

Константин Голодяев: Да, ведь у нас ещё создавались также творческие коллекции, которые были нужны не для повседневной носки, а для прогнозирования моды. Каждый год пусть и не манекенщицы, но наши модельеры выезжали в командировки в крупные города европейской части СССР, в столицы союзных республик. Была даже организована творческая поездка в Париж, где наши сотрудники ещё в советское время смогли посетить лучшие модные дома!

Евгений Ларин: Увидеть и умереть!

Константин Голодяев: Ну, умирать они не стали. Результатом стали уникальные, единственные в своем роде модели, которые можно было приравнять к произведениям искусства. Костюм переставал быть просто товаром, он становился произведением искусства — оригинальным, высокохудожественным. Это была уже даже не просто дань моде, а потребность в более высокой эстетике одежды. И, конечно, именно в Доме моделей, а не в магазинах одевались супруги городского и областного руководства. И модельеры знали себе цену!

KOMP4910_1.JPG
Константин Голодяев и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Начиная с 1973 года, модели новосибирского Дома моделей экспонировались в 18 странах мира, завоевали огромное количество международных наград во Франции, Дании, Бельгии, Англии и многих-многих других странах. В 1977-м и 1985 годах Дом моделей работал на знаменитой международной Лейпцигской ярмарке в ГДР. Манекенщица Наталья Минаева вспоминала, что в 1977 году на показ сибирской моды в советский павильон пришёл Эрих Хонеккер — генеральный секретарь коммунистической партии Германии, вроде нашего Брежнева. Потом от него передали очень интересные подарки: немецкое мыло и книжки.

А в годы Перестройки коллектив ездил за границу уже большим составом, показывал модели в Дели, Вене, Пекине, Саппоро. Стали практиковаться совместные с иностранными партнёрами показы.

Городские, областные выставки, выставки в Москве, Ленинграде и других городах проходили очень часто. Наши коллекции показывали на ВДНХ в Москве, большой успех имел показ во Всесоюзном институте легкой промышленности в 1985 году. Коллекция весенне-летнего сезона, которая называлась «Сибирские узоры», просто поразила москвичей орнаментом алтайских и северных народов. На 1-м всесоюзном фестивале «Мода — 1987» новосибирский Дом моделей занял призовое место и получил диплом «За высокий профессионализм и творческий поиск».

К 40-летию новосибирского Дома моделей, 26 апреля — 26 мая 1988 года в Картинной галере Новосибирска прошла большая выставка «От эскиза к модели». Помимо собственно костюмов, на выставке были и станковые произведения: акварели Захаровой, график Капцовой, натюрморты Казаковцевой, макраме Неделько.

Дом моделей выступал активным пропагандистом современной моды, культуры одежды. 

Показы моделей проходили в Доме быта, на предприятиях, в институтах, в крупных магазинах, таких как ЦУМ. Там я сам видел неоднократно такие показы моделей. Проводились показы по телевидению, фотосъёмки для разных журналов Советского Союза, для рекламных плакатов, для иностранных журналистов, модельеры и художники выступали на радио.

Евгений Ларин: В центре культурной жизни!

Константин Голодяев: Именно так. В самом Доме моделей показы проводились два раза в неделю, по понедельникам и средам, в 6:30 вечера. Показы были платные, и они были недёшевы. Билет стоил пять советских рублей — это очень немало. Тем не менее, зал на 70 мест всегда был полон, зачастую люди даже стояли. В середине 1970-х показы проходили даже под живую музыку. Остальные дни недели были предназначены для выездов. В год проводилось до 130 показов.

Людмила Журавлёва, которая работала в Новосибирском Доме моделей с 1958-го по 1995 годы, рассказывала такую историю:

«Мы много ездили по области и по всей стране. Во время выступлений бывало всякое: однажды приехали в какой-то дворец культуры, а у манекенщика обувь оказалась на одну ногу! А куда деваться? Так и вышел! Зрители заметили — смеялись и хлопали».

Манекенщица Наталья Доценко, которая проработала в Доме моделей 34 года, вспоминала:

«Самое главное в работе манекенщицы — завоевать расположение людей, желание работать с тобой, любовь, если хотите. А сделать это в женском коллективе, поверьте, очень сложно... Дисциплина была железная. За опоздание, прогулы, несоответствие профессиональным требованиям, например, набор веса — увольняли».

Когда в коллектив пришла работать режиссёр Людмила Селютина, она стала подходить к показам совершенно по-другому. Она учила девочек ходить по подиуму, поворачиваться, кружиться, даже пуговицы правильно расстёгивать! Чтобы было красиво, пуговицы надо расстёгивать снизу вверх.

KOMP4956_1.JPG
Константин Голодяев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Девочки, конечно, занимались спортом, много бегали, качали пресс, искали свою манеру держаться на подиуме, свой грим, свою прическу. — всё, как они вспоминали, делали сами.

Но, кстати, фарцовщики сами привозили к Дому моделей свои товары, в частности, колготки. Это было налажено. Девочкам выдавали колготки на работе, но только пять пар в месяц, и их не хватало.

Наталья Доценко рассказывала: «Быть манекенщицей непросто — продукт скоропортящийся. Мало того что при небольшом окладе (75-85 рублей в месяц) необходимо выглядеть и следить за весом, так и публика этих худых, длинноногих девушек воспринимала не всегда адекватно».

Евгений Ларин: 75-85 рублей при зарплате инженера в 120 рублей — особо не зажируешь!

Константин Голодяев: Да, не разбежишься.

Евгений Ларин: И ещё мы знаем, что в Новосибирском доме моделей некоторое время работал наш знаменитый художник, которого можно назвать авангардистом, художником, который опередил своё время, — это Николай Демьянович Грицюк. Чем он там занимался?

Константин Голодяев: Грицюки были звёздной парой нашего Дома моделей. Николай Демьянович Грицюк работал в Доме моделей художником с 1952-го по 1957 годы, рисовал костюмы. Он ушёл потом в свободное плавание, стал заниматься живописью. А его супруга, искусствовед Валентина Эдуардовна долгие годы была ведущей показов — рассказывала, что представляют собой эти костюмы, как их носить, что необходимо знать про модель.

Евгений Ларин: Я читал, что она была очень жёсткой в плане дисциплины.

Константин Голодяев: Утром девочкам на работу опаздывать было нельзя, они знали, что Валентина Эдуардовна стоит с часами и их встречает. Самое доброе, что она могла сделать тем, кто опаздывал на несколько минут — это очень выразительно посмотреть.

Но вообще, наш Дом моделей всегда славился своими сильными художниками, конструкторами, технологами, портными. 

Среди его сотрудников было много выпускников московских и ленинградских училищ, Ивановского текстильного института. А среднетехническими кадрами Дом моделей постоянно подпитывался от соседей — от техникума лёгкой промышленности, который находится и по сей день в соседнем квартале, сегодня это филиал Московского государственного университета дизайна и технологий. Это соседство, конечно, давало очень хороший кадровый поток.

Евгений Ларин: Какие годы можно «золотым веком» Дома моделей, наверное, было у него такое время?

Константин Голодяев: Да, конечно, это 1950-60-е годы, Оттепель. В конце 1950-х происходит массовый бум моды. Если в 1950-х заказчикам вполне хватало 600-800 моделей в год, то в 1960 году эта цифра выросла

В 1960 году директором коллектива становится Овечкин, художественным руководителем — знаменитая Макарова. Ежегодный выпуск продукции составляет около 40 тысяч изделий, внедряется конструирование, начинаются экспериментальные разработки. С 1964 года даже проектирование становится рентабельным производством, оно себя окупает.

KOMP5038_1.JPG
Константин Голодяев и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Расширяется и сам Дом моделей. В декабре 1961 года появляется филиал, — экспериментальный цех. Он находился на улице Жданова, нынешней Авиастроителей. При цехе сразу же было открыто ателье, которое только до конца марта 1962 года получило 233 заказа — то есть буквально за три месяца после открытия. Там производились интересные опытные модели для молодёжи из популярных материалов, в том числе спортивного стиля. В год цех выпускал более 80 остро-модных изделий сериями от 20 до 300 штук. Последний директор Дома моделей Валентина Дмитриевна Кравец рассказывала, что даже если модель пользовалась успехом и шла нарасхват, они не имели права выпускать партии свыше 300 единиц, чтобы это не было массовым производством.

Евгений Ларин: Эксклюзив!

Константин Голодяев: Совершенно верно!

В сентябре 1966-го оборудуется новый демонстрационный зал, а в 1969 году Дом моделей переезжает в известное нам здание на Красном проспекте, 39.

Постепенно Дом моделей переходит из 3-й категории во 2-ю, а в 1972 году — в 1-ю. Для проработки коллекций создаются малый и расширенный художественные советы. Плановые показатели Дом моделей перевыполняет с завидным постоянством. Из отчёта в отчёт мы видим стабильное перевыполнение плана и рост числа моделей. К 1990 году Дом моделей выпускал уже 2749 видов, из которых худсовет утверждает 2696, — 98%. То есть практически все изделия утверждаются худсоветом, это очень высокий показатель.

К тому времени Дом моделей уже наработал многолетние связи с домами моделей и швейными предприятиями Сибири и Дальнего Востока. При нём организуется методический центр по проектированию одежды. Технической документацией обеспечиваются более ста предприятий Сибири — фабрики им. ЦК Союза швейников, «Северянка», «Детская одежда» и многие другие.

В 1971 году в Доме моделей открывается собственная лаборатория по испытанию тканей, которая работает и с промышленными материалами, в том числе.

Подавляющее число моделей — более 95% — Дом моделей создавал для массового производства.

Евгений Ларин: То есть они были доступными?

Константин Голодяев: Да, конечно! С одной стороны, это было хорошо, а с другой — модельеры очень об этом беспокоились. После запуска в серию потери были неизбежны, от созданной модели оставалось очень немногое. 

Модельеры тяжело переживали, потому что и ткань для массового производства выбиралась подешевле, и детали отделки становились попроще.

Но время шло, страна менялась. В сентябре 1988 года новосибирский Дом моделей вошёл в состав Новосибирского промышленно-торгового швейного объединения вместе с фабрикой ЦК Союза швейников, с «Детской одеждой», «Северянкой», с областными фабриками, которые располагались в Барабинске, Болотном, Бердске и так далее.

В том же году Дом моделей переходит на арендные отношения. Но это был новый толчок, потому что последующие несколько лет работники предприятия проходят курсы повышения квалификации, заканчивают школу экономики. Качество выпускаемой продукции оценивается очень высоко — его и раньше ценили высоко, но теперь период носки изделий в два раза превышает предусмотренные сроки. Причём порядка 15% нашей продукции реализуется не в Новосибирске, а в Москве. И они были там востребованы.

KOMP4846_1.JPG
Константин Голодяев. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Про 1990-е годы мы уже немного сказали, но как вообще Дом моделей себя чувствовал в это время? Мы понимаем, что 90-е году он пережил, раз уж его история закончилась уже в XXI веке.

Константин Голодяев: Как я уже говорил, выпускались хорошие модели, реализация их шла уже на столичном уровне. Они продавались не только в Москве, но и заграницей, потому что в начале 1990-х годов было создано совместное муниципальное предприятие «Болгария и Сибирь». В 1991 году за счёт собственных средств и совместно с московским центром моды «Люкс» Дом моделей открывает на улице Линейной, 27 собственный магазин «Альянс». Возможно, многие этот магазин ещё помнят.

На 1992 год объём производства новосибирского Дома моделей уже планировался в 3000 единиц комплектов технической документации на пошив одежды, а выпуск мелкосортной продукции — на сумму 8 млн рублей. В 1993 году были запланированы переход производственных процессов на автоматический режим и сертификация нашей продукции уже на международном уровне.

А потом наступают, конечно, не лучшие времена. В апреле 1992 года новосибирский Дом моделей выкупают у областного комитета по управлению госимущества и приватизируют. Предприятие реорганизуется в акционерное общество открытого типа.

В 1990-х годах Дом моделей продолжает активно работать с бизнесом, с общественными организациями. Проводит коммерческие и благотворительные показы мод. В апреле 1995 года Дом моделей совместно с молодёжной волонтерской организацией YMCA, новосибирской детской студией «Смайл» и молодёжной газетой «Рост» провёл первый и единственный конкурс юных модельеров. 

И тогда, кстати, в Новосибирск даже приезжала съёмочная группа телерадиокомпании ВВС, чтобы сделать фильм о нашем Доме моделей.

А в 2002 году, в связи со сменой собственника, новосибирский Дом моделей реорганизовали, разбили на четыре общества с ограниченной ответственностью. Эти организации продолжили направления деятельности Дома моделей, но занимались уже отдельными сферами: опытное производство, школа моделей, информационно-образовательный центр и центр индивидуальных модельных разработок.

И, когда в апреле 2003 года контрольный пакет акций Новосибирского Дома моделей приобрела группа «РАТМ», Дом моделей закончился. А в бизнес пришла эра модельных агентств — Людмилы Селютиной, о которой мы сегодня упоминали, Виктора Буланкина, Magic Models, Flash Models, Status. История моды в Новосибирске продолжилась.

Евгений Ларин: В завершение хочу сказать, что, по-моему, само это явление — новосибирский Дом моделей — мы пока недостаточно оценили с культурологической точки зрения. Мы мало о нём знаем, несмотря на его большой вклад в культурную жизнь города, в искусство Новосибирска. 

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

Показать ещё